Главная Материалы Новости Форум Поддержать сайт     

26. Игры, в которые играют люди


       Здесь приводится глава из книги “Что людей объединяет или обо всём понемногу”. Итак.

                                       26. Игры, в которые играют люди

       Речь пойдёт о книге психолога Эрика Берна “Игры, в которые играют люди” [3].
       Одна из основных идей данной книги состоит в том, что человек постоянно играет в своей жизни три роли: ребёнка, родителя, взрослого. Причём в течение дня человек может поочерёдно опробовать все три эти роли в любой последовательности в зависимости от того, какая роль удобна в текущий момент. Если рассмотреть с точки зрения Гегеля, то эти три роли соответствуют следующим трём ступеням человеческого сознания: дикость, тирания, демократия. Что, кстати, соответствует трём религиозным типам мировоззрения: мировоззрение дикаря, древнекитайский культ Неба, христианство. Остальные религиозные течения это переходные ступени между древнекитайским культом Неба и христианством. То есть между состоянием тирании и демократии. Правда в этих переходных ступенях иногда вплетаются и элементы дикости – элементы сознания дикаря. Рассмотрим кратко эти три роли. Роль ребёнка – “дикаря” мы уже рассматривали в главе №24 “Культ силы”. Следует добавить, что ребёнок характеризуется также неким состоянием инфантильности, которое на самом деле есть состояние подчинения силе – Родителю. Далее роль Родителя. Родитель строго требует от всех следования правилам, он всех рассматривает как детей, которыми надо руководить, которых надо направлять, поучать. И всё должно быть по строгим правилам! Часто Родитель так же и сам вынужден следовать строгим правилам – чтобы быть примером для остальных. И все обязаны следовать строгим правилам, “а кто не с нами, тот против нас!”. С политической точки зрения – типичный тиран. Вспомним, например, товарища Сталина – с его показной аскетичностью. А также его культ, где прямо так и внушалось людям, что Сталин для всех – это практически отец родной и даже больше и т.д. Тем не менее, роль Родителя жизненно необходима именно в период воспитания Ребёнка, когда Ребёнку действительно необходимо с применением силы вкладывать правила цивилизованного поведения, беда лишь в том, что многие продолжают себя вести, как Родитель и в других ситуациях, когда эта роль уже не требуется. Следующее состояние – состояние Взрослого. Состояние Взрослого это состояние понимания, что слепое, строгое следование правилам не всегда полезно. Что правила иногда могут не работать и в таких ситуациях следовать им глупо. Тем не менее, если правило работает, то Взрослый обязательно будет ему следовать, осознавая необходимость данного правила. С политической точки зрения это состояние демократии с её терпимостью к разнообразию. Т.е. если в состоянии тирании тот, кто не соответствует правилам, преследуется вплоть до уничтожения, то демократия терпима к тем, кто не вписывается в правила, главное лишь чтобы не вписывающийся в правила не вредил остальным. Таким образом, тирания – жёсткое следование законам, их строгое исполнение не задумываясь. В демократии идёт поиск, обдумывание, познание законов. В этом и состоит главное отличие тирании и демократии. С точки зрения религиозного мировоззрения состояние демократии (Взрослого) близко древнегреческим культам, а также христианству, которое, по сути, использовало эти самые древнегреческие идеи. В христианстве это выражено в следующей форме – человек это не просто раб божий, слепо исполняющий его волю, его законы, но в каждом человеке есть ещё и искра божья, то есть человек, по сути, является частью Бога. Таким образом, человек не просто должен слепо следовать законам Бога, как строгим правилам некоего тирана, но он и сам имеет право и даже должен думать – осознать, в том числе и вносить поправки к ранее обнаруженным правилам и действовать уже в соответствии с найденными поправками. То есть он должен познавать Бога обнаруживать (открывать) законы Бога и проводить в жизнь эти законы. Бог, таким образом, у христиан не тиран, который жестоко тиранит своих подданных, а он каждого любит, даёт людям свободу, волю и т.д. Бог вас любит и вы – люди, как проявления Бога, должны любить друг друга, то есть стремиться максимально уходить от всякого рода притеснения себе подобных, не лезть в драку, не тиранить и т.д. То есть уважать в каждом человеке его суть, как искру божью, его право на познание – вот идея христианства, которая так или иначе постоянно акцентируется христианами. Отсюда и получается, что христианство более терпимо к тем, кто не вписывается в “правила”, склонно более гибко – по-Взрослому трактовать правила.
       Также в книге “Игры, в которые играют люди” утверждается, что человек стремится к состоянию признания, “поглаживания” его со стороны других людей. Эта идея соотносится с идей изложенной в главе №4 “Высшая цель” о том, что высшая ценность для человека – возможность управлять. Просто идея о стремлении человека поуправлять – это более общий вывод, она описывает, в том числе и мотивы, которые движут человеком при взаимодействии не только с людьми, но и с природой. Тем не менее, если сузить рассматриваемую область взаимодействия человека с окружающей действительностью до сферы взаимодействия с людьми, то действительно получится, что одна из потребностей человека при взаимодействия с людьми – это потребность человека в его в признании, в поглаживании, соглашении с ним. По сути, это стремление к состоянию комфорта, неизменности, сохранению своего движения из которой, кстати, и вытекает потребность поуправлять (см. главу №4 “Высшая цель”).
       Таким образом, книга “Игры, в которые играют люди” – есть, по сути, переоткрытие идей Гегеля [10] в сфере психологии. Интересно также практическое наблюдение авторов этой книги. Большинство современного взрослого населения в настоящее время практически всю свою жизнь находятся либо в состоянии Ребенка, либо Родителя. Люди в состоянии Взрослого и в настоящее время – это довольно редкое явление.



p.s. Для того, кто интересуется объяснениями понятий гуманитарных и "строгих" наук что называется "на пальцах" можно посоветовать книгу, что уже упоминалась выше, и в частности главы из её разделов "Экономика" (саму книгу или отдельные главы из неё вы можете приобрести здесь).



Обсудить на форуме



                     Комментарии



Представтесь (не менее 2-х символов):

Сообщение:

Далее функция антиспама.
Ответьте на вопрос:
Восемь умножить на сто будет равно? (введите числом):






Читаем книгу "Что людей объединяет или обо всём понемногу"

Что людей объединяет ...