49. О разнообразии и развитии
Здесь приводится глава из книги
“Что людей объединяет или обо всём понемногу”. Итак.
49. О разнообразии и развитии
В процессе развития сознание человека претерпевает изменения. Об этом писалось в главе №6 “Философия истории”). Необходимо акцентировать следующее. Мы уже выяснили, что чем древнее сознание,
тем меньше оно знает, а значит тем больше человек с таким сознанием судит об окружающей действительности через своё Я, и СВОИ возможности. Есть хорошее бытовое выражение по отношению к подобному человеку: “по себе о людях судишь?”.
Рассмотрим следующие интересные особенности человеческого сознания. Как мы уже знаем из главы №4 “Высшая цель”, всё в природе стремится сохранить своё текущее состояние. Человек – также не является исключением.
В связи с этим он стремится сохранить не только своё физическое, но также и умственное состояние. В итоге получаем интересный феномен: человек имеет свойство довольно активно сопротивляться новым знаниям, перечёркивающим его прежние представления об окружающей действительности.
И чем ближе такой человек к дикарю, тем более силовые способы он применяет в попытке не допустить новые сведения в свою голову. Не редки в разговорах, например, такие “пассажи” со стороны современного дикаря: то, что вы мне говорите – глупость! Таким образом, по сути, дикарь в попытке противостоять новым сведениям сразу лезет в драку – обзывая собеседника глупцом. То есть пытается решить проблему силовым образом.
Для такого человека всё должно быть ему понятным, а то, что не понятно – должно быть уничтожено. А так как дикарю понятно довольно мало (кроме своего Я он ничего и не знает), то получается, что на ранних этапах своего развития человек довольно агрессивно не приемлет разнообразия.
В процессе накопления знаний человек всё больше и больше соглашается, что мир разнообразен, что иногда полезно больше прислушиваться к окружающей действительности, чем к самому себе (своему Я).
Тем не менее, попытка противостоять разнообразию, сложности мира – всё равно остаётся и в современных формах сознания. До сих пор есть “научные” построения, где силовым образом окружающую реальность пытаются упростить. Например, известен спор о том – благо или вред монополия (о монополии подробнее см. главу №60 “Монополия и конкуренция”).
Сторонники монополии приводят довольно знакомые аргументы, что конкуренция – хаос, а монополия –
понятный порядок. Отсюда, монополия – благо! То есть то, что мне понятно – благо, что не понятно – зло! Довольно знакомый аргумент, не правда ли? Или ещё пример – спор о разрешении владения оружием. Аргумент противников – общество погрузится в хаос.
Или по-простому – противники разрешения оружия не могут понять, как общество будет функционировать в таких условиях. А раз им это не понятно, значит, по их мнению, разрешение владением – зло! (о владении оружием смотрите главу №2 “Законы обычные и юридические” и главу № 32 “Закон об оружии”) Ещё пример: как обществом можно управлять, если все будут грамотными и осведомлёнными?
А раз это не понятно, то качественное образование для всех – страшное зло! [О том, как управлять, см. главу № 4 “Высшая цель”].
Тем не менее, не смотря на сопротивление людей разнообразию, общество развивается именно в направлении роста разнообразия, что философией замечено довольно давно (см., например [8]).
p.s. Для того, кто интересуется объяснениями понятий гуманитарных и "строгих" наук что называется "на пальцах" можно посоветовать
книгу,
что уже упоминалась выше, и в частности главы из её разделов "Экономика" (саму книгу или отдельные главы из неё вы можете приобрести
здесь).
Обсудить на форуме
Комментарии
Следователь22/12/15 16:17
Константин !
======================= цитата =================
из главы №4 “Высшая цель”, всё в природе стремится сохранить своё текущее состояние. Человек – также не является исключением. В связи с этим он стремится сохранить не только своё физическое, но также и умственное состояние.
==================== цитата =================
Как Вы понимаетет эту фразу :
Чтобы развиваться - нужно покинуть зону комфорта !
Константин22/12/15 17:10
Ну так фраза из главы №4: "Человек – также не является исключением. В связи с этим он стремится сохранить не только своё физическое, но также и умственное состояние." как раз об этом. Развитие это и есть изменение в том числе и умственного состояния, а человек стремится остаться в прежнем состоянии. Стремление оставаться в неизменном, устойчивом состоянии это и есть стремление остаться в комфорте. Отсюда, чтобы измениться-развиться придётся попасть в некомфортное состояние - в состояние изменения.